Откуда взялась история розги.

   Читатель Крутого МЕНа

   В начале нашего века в Европе, Америка, а также в России еще господствовала ханхеская мораль. Добропорядочные буржуа бегали украдкой по публичным домам, а возвращаясь домой разыгрывали из себя почтенных отцов семейств. Но уже тогда, когда произведения маркиза де Сада находились под строжайшим запретом во всем мире, анонимные авторы под различными псевдонимами /Жан де Вирганс, Эме ван Род, Жан де ла Бек, Дон Бреннюс Алера, Готье де Сент-Аман и др. / заполнили парижский книжный рынок флагеллянтской и садо-мазохистской литературой. По сравнению с их романами произведения «божественного маркиза» кажутся вполне пристойными, чтобы оправдать насилия и жестокости, описываемые в этих романах, анонимные авторы нередко прибегали к историческим сюжетам /Древний Рим во времена Нерона или Тиберия, инквизиция, похищения женщин пиратами или разбойниками и т.п./. Героинями выступали женщины и девушки из знатных и богатых семей, которых подвергали жесточайшим пыткам и бичеваниям.
   Надо однако отдать должное этим анонимным авторам — они избегали описаний откровенно порнографических сцен, размещая их как бы «между строк» своих произведений. На русском языке недавно были изданы знаменитые романы маркиза де Сада — «Жюстина», «Жюльетта», «120 дней Содома». Переиздана была репринтным способом также книга д-ра Купера «История розги во всех странах». Второй и третий том этой книги почти целиком состоят из отрывков уже упоминавшихся французских анонимных романов. А главы, именуемые «Телесные наказания у римлян» дословно переписаны с некоторыми сокращениями (из одного романа Ж. де Вирганса со стыдливой ссылкой на римского писателя Светония).
   Если Виртнас, Эме ван Род, Дон Бреннюс Алера обычно ограничивались описаниями (весьма подробными) сцен флагелляции женщин, другие анонимные авторы (Жан де ла Бек, Жан Вержери, Готье де Сент-Аман) смаковали чудовищные пытки, которым подвергались тем или иным способом плененные женщины и юные девицы. Тут в ход шли не только розги, кнуты и плети, но и раскаленное железо и весь арсенал средневековых орудий пыток. Вирганс никогда не убивал своих героинь и даже иногда освобождал их из плена. Жан де ла Бек, Готье де Сент-Аман и другие бросали крокодилам, сажали на кол, отрезали носы и уши, выжигали груди паяльной лампой...
   Садо-мазохсткие романы начала века сейчас стали библиографической редкостью и продаются в парижских букинистических магазинах по бешеным ценам. Несколько дешевле репринтные издания. Один из книжных магазинов на улице Сен-Дени изготовил укрупненные копии всей садо-мазо литературы начала века — посетителю с туго набитым бумажником предлагают полный каталог этих редких изданий. Цены на ксерокопии тоже больно кусаются. В двадцатые годы появились новые псевдонимы — Морис д Осиньяк Алан Мак-Глайд, Дэзи Леннокс — а с ними и новые направления в садо-мазохистских романах. Действие из исторических времен переносится в современность — девушек из высших кругов общества покупают и продают как рабынь, подвергают жестоким истязаниям в специализированных пансионатах или исправительных домах, их похищают пресыщенные милионеры, «арабские шейхи или индусы, подвергают изощренным пыткам, запрягают в коляски как лошадей и т.д.
   Модной стала также лесбийская тема, где одни дамы из общества превращают в сексуальных рабынь других.
   Новый прилив садо-мазохистской литературы приходится на середину 50-х — начало 70 годов. В 1954 году была впервые опубликована «История 0» — один из лучших романов эротического жанра.
   За ней последовал «Образ» Ж. Берга. Оба эти романа уже изданы в России, хотя переводы оставляют желать лучшего. Другие романы этого периода изобилуют описанием порнографических сцен. Самыми примечательными можно считать «Мадмуазель М. « и его продолжение — «Зельма», романы Джоана Спектора, Элен де Версуа и накоторых других анонимов. Апофеозом стал четырехтомный «Замок пыток» Андре Сибера. Этот автор превзошел самого себя, опубликовав в начале 80-х годов двухтомный роман «Подчиненная пара».
   Издавались в Париже книги этого жанра и на английском языке, в частности, в издательстве «Олимпия-пресс» и «Осеаник-пресс». Однако на их обложках в 50-6О-е годы присутствовало неизменное предупреждение: «Не подлежит вывозу в Соединенные Штаты и Соединенное королевство».
   Американцы сняли «табу» с садо-мазохисткой литературы только в 70-х годах, но, как легко догадаться, сразу же оставили далеко позади французов. Во всяком случае в масштабности количества изданий. Одно только издательство «Торчура-пресс» выпустило около 200 садо-порнографических романов. Все они, надо сказать, отличаются свойственным американцам примитивизмом. За «Торчура-пресс» последавали «Хит-корпорейшн» и «Хом-корпорейшн» Продающиеся в Америке по три доллара за штуку эти романы в Европе ценятся в десять раз дороже. В некоторых романах, изданных в США, в частности в книгах Е.Е. Кемпбела /Сладкое рабство», «Мойра в западне» и др. /делаются попытки дать психологические портреты героинь и героев и объяснить читателю природу сада-мазохизма. Такие попытки делаются также издательством «Стар-дистрибьютор ЛТД» — но романы этого издательства вместе с тем являются самым извращенными и жестокими...
   Остается только надеется, что вновь появившиеся российские издательства уделят большее внимание С|М литературе и издадут некоторые указанные выше произведения давно ставшие классикой жанра. Ну а любителям С|М мы рекомендуем запомнить не только названия произведений, но и псевдонимы писателей, чтобы не пропустить интересную литературу.

Вернуться назад